«Старая Ладога — источник вдохновения»
Представлено более 200 произведений 35 авторов, работавших в Старой Ладоге со второй половины 20 века до наших дней
16 октября — 24 ноября 2024
Участники выставки
История художественной жизни Дома творчества «Старая Ладога» началась в 1945 г., когда Художественный фонд при ЛОССХ получил в свое распоряжение Дом отдыха в деревне Чернавино на правом берегу Волхова напротив Староладожской крепости. Выбор места для создания творческой базы оказался определяющим решением, во многом задавшем направление дальнейшего развития ленинградской пейзажной живописи.
Старая Ладога – древний центр культуры России, «сказка времен варягов», во все времена привлекала русских художников. Величавые прясла Георгиевского собора, возвышающиеся над суровыми крепостными стенами и отражающиеся в глубоких водах Волхова, наводили на размышление о жизни средневековой Древней Руси, далеких временах Рюрика и Вещего Олега, вызывали в памяти образ былинного Садко. Земли, где обосновались художники, изначально являлись частью старинной усадьбы Карповой (Князевой) – родового имения графов Бестужевых, которым затем владел до 1917 года князь Н.И. Шаховской. Рядом располагалась усадьба Любша, которая принадлежала жене знаменитого художника-передвижника В.М. Максимова, создавшего в этих местах ряд своих лучших жанровых произведений. На левом берегу Волхова размещалась усадьба Успенское, владелец которой А.Р. Томилов, известный коллекционер первой четверти XIX в., принимал у себя таких выдающихся мастеров как О.А. Кипренский, А.О. Орловский, А.Е. Егоров, П.Е. Заболотский, А.Ф. Чернышев, И.К. Айвазовский и др. Ценили красоту этих краев и художники рубежа веков – В.А. Серов, К.А. Коровин, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, особенно полюбивший староладожские земли.
Начиная с 1960 гг., когда были закончены реставрационные работы, в Дом творчества стали приезжать ленинградские художники, члены ЛОССХ, преподаватели Института имени И.Е. Репина, вдохновлявшиеся дыханием старины, связью с древней историей и величественностью Волхова. Работа бок-о-бок, совместные пленэры, совершенствование профессиональных навыков и обмен творческими идеями совмещались с устройством отчетных выставок, дружеской атмосферой общих субботников и праздников. «Дух места» (genius loci) словно аккумулировал творческие силы мастеров, нередко создававших именно здесь свои лучшие работы.
На выставке демонстрируются произведения 35 художников, работавших в этих местах в период с начала 50-х годов ХХ века до первой четверти ХХI века. Несмотря на невыполнимость задачи полностью собрать воедино произведения всех художников, работавших в Старой Ладоге, экспозиция дает возможность увидеть разные грани живописи этого времени, проследить особенности развития пейзажа преимущественно ленинградской школы, отметить порой совершенно разные векторы художественных концепций, которыми руководствовались мастера. Так, спокойная интонация гармонии и тишины наполняет изысканные по тону и колориту работы Н.Н. Репина; сочность и стремление к звучности красок, декоративности поверхности, нередко к некой условности и стилизации отличают произведения Н.Е. Тимкова, Н.П. Латышенко, Н.Н. Галахова, П.Г. Коростелева, П.Ф. Альберти; ясность рисунка, локальность цветов и ритм определяют строй пейзажей А.Н. Семенова. Мощью цветовых решений отличаются работы выдающегося живописца И.М. Варичева. Тонкой поэтичностью наполнены работы В.Ф. Загонека, К.Г. Молтенинова, И.А. Раздрогина, А.И. Кацеблина, Б.В. Корнеева, М.А. Козловской, Д.В. Беляева, Г.А. Румянцевой, Д.П. Бучкина, Л.И. Вайшли. На выставке экспонируются произведения ныне работающих мастеров – А.К. Крылова, К.К. Константинова, А.Д. Лукашенка, Т.Л. Лушниковой и других, в пейзажной живописи которых очень по-разному отражается любовь к староладожским местам. Таким образом, выставка объединяет художников, во многом определивших стилистику ленинградской живописной традиции.
Ирина Евреинова,
искусствовед
«Старая Ладога древнейший город нашей Руси и этот особый дух старины витает вокруг, сохраняясь в её древних курганах, старых крепостных стенах, фресках собора св.Георгия. Седые воды Волхова текут под этими стенами не одну сотню лет и многое повидали. Отсюда и настроение картин. В них присутствует особая уравновешенность, покой, даже величавость. В них много простора, воздуха, естественной красоты русской северной природы. При всей простоте и незамысловатости сюжета, картины создают ощущение чего-то очень значимого, весомого. Конечно это ощущение задают и родные всем нам образы-символы: конь, берёза, стога сена, пашня, храм на возвышенности в окружении старых домишек, весенняя распутица. Это и связанный с нами ментально, мотив дороги, как символ вечного поиска земли обетованной. Здесь этот символ представлен рекой, изначально служившей частью торгового пути.
Все эти символы переживаются нами на генетическом уровне. Они испытаны временем и связаны с нашей ментальностью, которая определяет набор паттернов восприятия и поведения, связанных с культурой и этнической принадлежностью отдельного человека. Ментальность, отражённая в искусстве – то духовное пространство, в котором происходит это соединение индивидуального и коллективного, как двух потоков творческой энергии. Мы переживаем в этих картинах то, что переживали сами художники, которых здесь охватывало особое настроение».
Людмила Волошина,
искусствовед