Живопись Николая Латышенко

Сообщество Петербургские искусствоведческие тетради ПИТ-АИС

Живопись Николая Латышенко

Галерея Живописи 20 века продолжает открывать зрителю творчество художников эпохи соцреализма. Среди них имя Николая Петровича Латышенко довольно известно, но увидеть такую богатую коллекцию его работ единовременно – всегда подарок для ценителя настоящего искусства. Все художники Ленинградской школы писали практически бок о бок в излюбленных местах: Старой Ладоге и Вышнем Волочке на Академической Даче. Все вдохновлялись одними и теми же видами, но как по-разному отражалось это видение в их работах. И вот этот момент самый интересный. Живопись художника, прошедшего такую школу всегда высокого уровня. Её можно хвалить, отмечая особенности индивидуальной манеры, но самым значимым в картине всегда остаётся сам художник. Это особенное удовольствие видеть работу ума и души запечатленную в каждой картине. Николай Латышенко интересен в своих поисках. Он одновременно реалист, влюблённый в родную среду, и импрессионист, который избрал индивидуальный путь.

Импрессионистская манера прослеживается в этюдном характере картин, в многоцветье пастозного мазка, в любви к пленэру. Однако художник ставит перед собой задачу не столько изображения воздушной среды, сколько наполнения светом физического пространства. Вся материальность у него впитала свет и отдаёт свою цветность по максимуму. В картинах всё подвижно. Изображая неподвижные предметы, он наполняет их жизнью. И эта жизнь – жизнь цвета.

Живопись не то что пластична, она местами напоминает миниатюрный рельеф. Как будто художник видит всю многогранность цвета снежного покрова, или бревенчатой стены, или сырой земли и ему не хватает возможностей палитры, чтобы эту многогранность передать. Он использует краску как строительный материал, из которого вылепливает формы. Всё это наполняет живопись Латышенко особой энергетикой. Картины, при видимой их декоративности, не уводят от действительности. И это происходит именно за счёт присутствия живого чувства, вложенного художником в созданную им реальность.

Яркий, местами просто яростный колорит, не режет глаз. Всё в картине выверено, грамотно выстроено и продумано. Поражает мастерство рисунка. В жанровых работах, где присутствуют люди, художник пишет их так, что они словно оживают в своей достоверности жеста и мимики. Не конкретизируя персонажей, часто изображая их в группах, тем не менее, он рассказывает чуть ли не о каждом из них. Глубокое знание человека не только анатомическое, но во всех его характерных позах, оживляет этих людей, заставляет их двигаться, смеяться, удивляться. Здесь художником представлена целая энциклопедия жестов. Люди очень гармоничны в этом пространстве, таком же живом как они сами.

Пейзажи Николая Латышенко полны солнца. Даже в изображении переходных состояний художник помнит о солнце. Эта любовь, наверное, связана с особенностями климата тех мест, где он вырос. У него практически отсутствуют хмурые пейзажи. Есть у художника работы, выполненные в серебристо-серой гамме, но и здесь его интересует цвет во всей его жизненной многогранности.

Северные деревни созвучны деревням Ивана Варичева, Владимира Стожарова. Деревенская тема любима художником и это чувствуется. Он любит деревню и в её архаической красоте, и в новом облике страны Советов.

Работы, представленные на выставке, несомненно, интересны и своей эстетикой, и тем живым чувством, которое вдохнул в них художник, создавая новую яркую реальность.

Искусствовед Людмила Волошина

 

Весна в Старой Ладоге. 1975
Весна в Старой Ладоге. 1975
 
Мартовское утро. 1974
Мартовское утро. 1974
 
Старый город.1970-е
Старый город.1970-е
 
Зимний день в Тамбове. 1982
Зимний день в Тамбове. 1982
 
Последний снег. 1974
Последний снег. 1974
 
Эскиз. На мирных полях
Эскиз. На мирных полях
 
На мирных полях. 1976
На мирных полях. 1976
 
Без названия. 1970-е
Без названия. 1970-е
 
В первые годы. 1976
В первые годы. 1976
 
Без названия.1963
Без названия.1963
 
Весна в Академическом саду
Весна в Академическом саду
 
На Севере. 1987
На Севере. 1987
 
Без названия. 1961
Без названия. 1961
 
 


Источник: https://vk.com/@-220357974-zhivopis-nikolaya-latyshenko

НАЗАД

Обсуждение закрыто.