Вступительная статья к выставке Н.Н. Галахова (2018)

В стенах петербургской Галереи Живописи 20 века с апреля по июнь 2018 года проводилась выставка произведений заслуженного художника России Николая Николаевича Галахова. Экспозиция была посвящена 90-летнему юбилею художника и 70-летию его творческой деятельности. В галерее выставлялись более 180 работ разных лет, выполненных в технике живописи маслом и темперой, рисунки углём, сепией, сангиной и карандашом. В альбоме представлены картины, включенные в экспозицию и другие произведения художника.
 
Выдающийся пейзажист Николай Николаевич Галахов написал множество этюдов и картин, в которых с поразительной точностью отразил особенности природы Карелии, Волги, Севера России, Белого моря, Байкала и Восточной Сибири. К этим местам России художник испытывал постоянную любовь на протяжении всей своей жизни. Расцветом его творчества является серия картин о Карелии и Беломорье, ставшая настоящей поэмой Севера.
 
Сложная судьба выдалась Николаю Николаевичу. Он рано лишился родителей и после шестого класса в тяжелом для страны 1942 году был принят в Казанское художественное училище. По окончании училища в 1947 году он поступает в Институт имени И.Е. Репина и оканчивает его с отличием в 1953 году по мастерской Р.Р. Френца. Еще при обучении Галахов зарекомендовал себя как великолепный рисовальщик. Пройдя школу традиционной академической живописи, он связал свой творческий путь с пейзажем. Во время учебы много путешествовал по Волге, Каме и Ветлуге, впечатления, зафиксированные в многочисленных этюдах того времени, оказали решающие влияние на все творчество мастера.
 
Работа над пейзажем требует сосредоточенности и внимания, умения быстро схватывать сиюминутные изменения в природе и передавать это состояние на холсте. В то же время, пленэр позволяет отойти от ежедневных суеты и проблем, даёт время для осмысления жизни. И, как результат – рождается удивительный мир романтики Русской природы.
 
Декоративность картин Николая Николаевича естественна и непринужденна, она подчеркивает лаконичность образа Северного края. Органично смотрится и выработанная художником манера письма: матовая поверхность холста подчеркивает красоту изображаемого пейзажа. Такая техника позволяет сосредоточиться на главном: передаче состояния природы. Северный пейзаж обладает особенной эпичностью: вековые сосны и ели, стоящие среди огромных камней, покрытых разноцветными лишайниками, бурные реки, пробивающие свой путь через пороги, и вторгающийся промышленный ландшафт, где мужественные люди обустраивают жизнь на своей земле. Пейзаж Карелии и Белого моря удивительно переменчив, приливы и отливы Белого моря преображают его побережье, часто погода меняется на глазах, надо обладать особым чувством, особой памятью, чтобы зафиксировать увиденное и суметь передать мгновенное состояние на холсте. Все это мы видим в творчестве Николая Николаевича Галахова.
 
Николай Николаевич — человек сложной судьбы, добившийся всего своим талантом и упорным трудом. Несмотря на почтительный возраст, он продолжает работать и радовать своих многочисленных почитателей.
 
Творческое достояние Галахова еще предстоит оценить и осмыслить, но уже сейчас ясно, что его произведения – отдельный пласт в истории русского искусства.
 

Виктор Мерзляков

Обсуждение закрыто.