Николай Никитович Репин (1932 — 2023)
Персональная выставка Народного художника РФ
6 июля — 6 октября 2024
Фотографии вернисажа выставки
Народный художник Российской Федерации Николай Никитович Репин (1932 — 2023) является одним из тех мастеров, которые определили лицо живописной школы Ленинграда — Санкт-Петербурга второй половины XX – начала ХХI вв. Непрерываемая художественная деятельность, широта творческих интересов, поднимаемых тем и живописных задач, а также огромное количество учеников, прошедших через заботливое и небезучастное внимание мастера, преподававшего в Институте имени И.Е. Репина с 1970 года, позволяют говорить о Николае Никитовиче как о выдающемся представителе отечественной культуры, внесшем неоценимый вклад в развитие изобразительного искусства.
При знакомстве с обширным художественным наследием Репина поражает удивительная цельность художественного восприятия, определяющая гармонический строй его живописных произведений. Овладение законами академической школы и основательное мастерство рисовальщика и живописца были достигнуты им в процессе обучения сначала в ленинградском Художественно-графическом педагогическом училище, а затем в стенах Института имени И.Е. Репина, где наставниками начинающего художника были такие маститые мастера как Л.Н. Орехов, М.С. Копейкин, В.Г. Вальцев, В.Л. Анисович, Н.П. Медовиков, А.Л. Королев и А.А. Мыльников, под руководством которого Репин окончил Творческую мастерскую АХ СССР. В процессе самостоятельного совершенствования профессиональных навыков Николай Никитович не утратил той виртуозной легкости письма, которая восхищает как в ранних, так и его поздних живописных произведениях.
Диапазон художественных поисков Николая Никитовича Репина необычайно широк. Его кисти подвластны убедительно трактуемые события отечественной истории, бытовые сцены сельской и городской жизни, психологические характеристики, раскрываемые в жанре портрета и, несомненно, лирический образ природы, который обнаруживается не только в пейзажах художника, но и звучит камертоном во всех произведениях мастера. Репин обладал высокой колористической культурой, присущей русской академической живописи второй половины ХХ века в целом, и его работы – это прежде всего гармонично выстроенные композиции, где именно соотношение красок – колорит – играет ключевую роль.
Родившийся под Курском и выросший на Кубани, Репин остро чувствовал праздничную яркость солнечных сочных красок, но, проживший большую часть жизни в Ленинграде (Санкт-Петербурге), Николай Никитович проникся очарованием северной природы и величественной строгостью архитектурных ансамблей города, строя колористические решения своих произведений на тончайшей игре сдержанных цветовых отношений. Основной интонацией его работ является спокойное повествование, в котором внимательный глаз зрителя может найти и радость от встречи художника с красотой явленного мира, и его восхищение незатейливым мотивом обыденной жизни, и обнаружить чудо мастерства, когда посредством безличных средств живописца – встречи холста и красок, – рождалейтмотивом его творчества стали сюжеты, связанные с Великой Отечественной войной и Победой. Пережив годы оккупации в станице Советская на Кубани, Репин через всю жизнь пронес воспоминания о драматических годах истории страны, общее для поколения детей войны, и, приехав в Ленинград, ставший для художника родным, воспринял страшные дни блокады как личную трагедию. Это нашло отражение в таких произведениях как «Блокадные дни» 1967 г., «Блокада» 1985 г., «Освобождение» 1991 г., «С Победой» 1995 г., «Г. К. Жуков. Сорок первый» 2009 г. и др.
Любимым и наиболее востребованным жанром мастера оставался пейзаж. Природа, переосмысленная художником, находит неотъемлемое место в его жанровых, исторических и в портретных работах. Репин развивает мотив дороги, пути, будь то проселочная дорога или же до боли знакомая ленинградская улочка. Художника увлекает водная гладь городских рек с отражающимися строгими домами Северной столицы, и синева сельских озер со стоящими на берегу уютными церквями. Посетивший Венгрию, Италию, Кипр, Китай, Индию Николай Никитович точно чувствовал и передавал на холсте индивидуальный облик этих стран. Пропуская увиденное через призму своей души, мастер создал яркие «портреты» иноземных мест. Однако именно образы родной природы, найденные художником в пейзажах Старой Ладоги, Вышнего Волочка, Старой Руссы, Тихвина даруют зрителю ощущение сопричастности русской культуре, и позволяют говорить о Николае Никитовиче Репине как о подлинном певце родной земли.
Ирина Евреинова, искусствовед