Выставка «Импрессионисты — XXI век» (2024)

«Импрессионисты — XXI век»

Выставка одиннадцати художников

3 апреля — 18 мая 2024

Заглавная картинка выставки Импрессионистов

Творческое начало современных художников-импрессионистов исходит от французских импрессионистов конца 19 века и школы русского пейзажа, фундаментом которого являлась академическая школа живописи.

В русской традиции пейзажа от Александра Иванова, Федора Васильева, Алексея Саврасова, до Передвижников и Союза русских художников изображение живой природы было основным элементом творчества. А для гения пейзажа Левитана — было основой его творчества. «Жаворонка на картине не видно, но должно быть слышно» — говорил, по воспоминаниям И. Левитана, своим ученикам Алексей Саврасов.

В начале 20-го века академик Императорской академии художеств И.Э. Грабарь, не без влияния французских пуантилистов, создал свою «Февральскую лазурь», где, используя чистые открытые цвета на холсте, добился целостности восприятия пространства. Большое влияние на развитие импрессионизма в России оказал Константин Коровин, его яркая импровизация цветом, быстрая легкая манера письма привлекала не только зрителей, но и художников.

Советский период второй половины 20 века дал мощный импульс развитию искусства, пейзажной живописи в том числе. В это время работали многие выдающиеся художники-пейзажисты, в творчестве которых пленэрная живопись занимала важное место: Н.Е. Тимков, Ю.С. Подляский, В.Ф. Токарев, В.Н. Гаврилов, Лия Острова, М.К. Копытцева, А.И. Соколов, И.М. Варичев, Н.М. Позднеев, В.Ф. Руднев, позже В.В. Набатов. Основное в их творчестве – смелое решение цветовых и тональных отношений, упрощение композиции, использование неожиданных ракурсов, создание формы цветовыми пятнами, а не рисунком. Используя такие выразительные средства, художники отказывались от сухого академизма, при том, что все они обладали замечательным академическим образованием.

Технически художник не стремится к фотографичному изображению действительности, его задача – передать зрителю свое ощущение природы, свой восторг от увиденного. И цветовые отношения играют здесь существенную роль. Художник, сообразуясь с видимой им целью, подбирает колорит в соответствии с поставленной задачей: отношения цветов могут быть от тонально ровных до контрастных и даже гипертрофированных.

Главное в импрессионизме — отражение радости жизни, радости созерцания живой природы. Из обыденного, незначительного сюжета свободными, часто кажущимися грубыми мазками художник создает узнаваемую картину мира и призывает зрителя к сопереживанию, соучастию в созерцании прекрасного.

Пленэрная живопись имеет свои особенности: когда изменчивая природа меняет за короткое время свой облик, надо успеть зафиксировать этот миг на холсте в любое время года. При том надо создать у зрителя иллюзию присутствия, передать текучесть времени: уходит ли солнце, надвигается туча или трещит мороз. Зритель не должен видеть как тяжело художнику под жарким солнцем, на ветру или на морозе, он должен чувствовать как прекрасен мир и красоту, представленную на холсте или картоне.

Современные «импрессионисты» переняли достижения предшественников и, можно утверждать, что в своих лучших произведениях они достигли несомненных высот подлинного искусства.

Данная выставка не претендует на полноту представления художников этого направления в со временной живописи, но все выставляемые авторы уже известны зрителю и, несомненно, займут достойное место в истории русского искусства.

На выставке представлены художники с разной манерой письма, со своим почерком, что безусловно говорит о творческой зрелости авторов.

Пожелаем успехов в творчестве участникам выставки!

Открытие выставки

  • вернисаж выставки импрессионисты