Выржиковский Эдвард Яковлевич
Персональная выставка
15 января — 12 марта 2022
В творчестве Эдварда Яковлевича Выржиковского (1928-2008), выдающегося ленинградского живописца, тесно сплелись русская реалистическая традиция петербургской Императорской Академии художеств (позднее Ленинградского института имени И.Е. Репина) и пленэрный импрессионизм, нашедший свое отражение, в том числе, в произведениях московских мастеров «Союза русских художников». Преемственность традиций отечественных живописцев XIX – начала XX века, — это, пожалуй, наиболее явное качество работ Выржиковского. Эдвард Яковлевич имел за плечами академическую школу, воспринятую в мастерских П.П. Белоусова, А.Д. Зайцева, Б.В. Иогансона. Дипломная работа Выржиковского 1954 года «В обеденный перерыв» демонстрирует развитое объемно-пространственное мышление, твердость рисунка, превосходное владение законами организации колорита картины. Эта сложная многофигурная композиция посвящена эпизоду из жизни завода, в одном из цехов которого в обеденный перерыв дает концерт симфонический оркестр. Во время работы над дипломом живописец выполнил большое количество этюдов и рисунков, собирая необходимый материал. После исполнения этого масштабного полотна художник освоил все необходимые навыки для работы в абсолютно любом жанре. Но, как показало время, Выржиковский отдал предпочтение преимущественно пейзажу.
Сюжетами для работ мастер выбирал сокровенные уголки России, своего рода «места силы» русского человека. Прежде всего, это города Золотого кольца: Ярославль, Сергиев Посад (Загорск), Углич, Суздаль и город на берегу Волги Тутаев (Романов-Борисоглебск), сыгравший важнейшую роль в его творчестве и судьбе; значимые для сложения русского самосознания Псков и Великий Новгород; улицы Ленинграда, — города, который определил становление творческой личности художника; Пушкинские горы, связанные с жизнью великого русского поэта, и виды Москвы, — сердца России. Для художника выбор этих мест был определен совсем не стремлением к излишнему пафосу. Наоборот, творчество Выржиковского, чуждое всяким внешним эффектам, питалось глубоким национальным чувством любви к русской природе, традициям и истории. Это чувство выражалось через тщательное всматривание, вглядывание в выбранный мотив. Через проникновенное любование, стремление точно отобразить мимолетное состояние, характер и даже «дух» изображаемого места зрителю передается очень глубокое уважение к русской культуре в целом, некая дань памяти, которую с почтением художник отдавал своей родине и тем конкретным местам, где ему пришлось жить и работать.
Трудясь в том или ином малом городке, Выржиковский опирается на наследие русских мастеров прошлого. Так, произведения, посвященные видам Сергиева Посада, роднятся с серией пейзажей этого же города в творчестве К.Ф. Юона. Как и Юон, Выржиковский предпочитает показывать Посад зимой или ранней весной, выстраивая пространственные композиции, где главным выразительным средством является сложный орнаментальный ритм пятен на белом снегу. Но если у Юона преобладает главенство линий и строго-выверенного рисунка, то Выржиковский предстает перед зрителем как живописец-колорист, тонко передающий едва уловимые переходные состояния натуры. Так же, как К.Ф. Юон и один из любимых живописцев Выржиковского Б.М. Кустодиев, Эдвард Яковлевич нередко выбирает высокую точку зрения, располагая линию горизонта в верхней части картины, что дает возможность воссоздать эпичный панорамный облик необъятной родины даже в небольших по размеру произведениях этюдного характера («Зима в Загорске» 1967, «Москва. Кремль» 2001 и др.). Наследие Кустодиева имело большое значение для Выржиковского, написавшего о знаменитом мастере исследовательскую работу (Выржиковский Э.Я. Романово-Борисоглебск в творчестве Б.М. Кустодиева. — Ярославль: Верхняя Волга, 1999).
Чутко, по-саврасовски, Выржиковский создает узнаваемый образ малой родины в картине «Осенью на Волге» 1987-1988 гг. Сквозь ажурный ритм ветвей и осеннюю желтизну листьев березок проглядывают холодные воды русской реки. Взгляд зрителя останавливается сперва на органично включенном в пейзаж жанровом мотиве — изображении играющих детей, — затем скользит по абрисам речных судов, медленно рассекающих тягучую водную поверхность, и, наконец, останавливается на узнаваемых очертаниях тутаевского храма на другом берегу, являющегося главным смысловым акцентом, камертоном композиции.
Особое место в творчестве Выржиковского занимает развитие интерьерного жанра. Традиция изображения внутренних видов комнат, родившись в русском искусстве в работах А.Г. Венецианова и его учеников, получает свое развитие в произведениях таких значительных художников как С.А. Виноградов, И.Э. Грабарь, С.Ю. Жуковский и др. В работах Жуковского и Выржиковского можно заметить сходные мотивы стоящих на подоконнике цветов в сочетании с простирающимся за окном пейзажем. Близки не только композиционно, но и по умело найденной интонации в отображении пробуждающейся природы картины Жуковского «Подснежники» 1911 года из коллекции Рыбинского музея заповедника и Выржиковского «Предвестники весны» 1999 года. Но художник не останавливается на некоем повторении, он продолжает развивать выбранный мотив. Так, в картине «Нежданный снег» 1999 года изображается стоящая возле окна ваза с распустившимися в тепле нарциссами, а рядом с ней — предметы, которые формируют знакомый и волнующий мир вещей далекого детства: плюшевые игрушки советского времени, раскрытая на недочитанной странице книжка. За окном снова мелькают уже знакомые заснеженные купола русской церкви. Не приукрашивая реальность, мастер правдиво и бережно отображает окружающие предметы. Но в этой неторопливости изложения как раз очень много личного и искреннего, что позволяет зрителю увидеть дорогие сердцу художника вещи его собственными глазами. Сходные чувства можно испытать, погружаясь в праздничную рождественскую атмосферу дома в работах «Рождество» 2000 и 2003 годов, «Ждем гостей» 2002 года и др. В этих произведениях мастер решает сложные живописные задачи передачи световоздушной перспективы, столкновения горячего отсвета затопленной печки и равномерно-льющегося дневного света сквозь оконное стекло. Подхватывая лирическую линию живописцев конца 19 — начала 20 века, изображавших интерьеры дворянских усадеб, Выржиковский в своих картинах описывает демократичный быт уже советского времени. Остро чувствуя цвет, художник создает хрупкую гармонию тональных отношений.
Есть в творчестве Выржиковского автопортреты и яркие портретные образы простых рабочих людей, сельских жителей и родственников. Наиболее сильный из них — «Портрет моей бабушки» 1957 года (авторский вариант-повторение создан в 1990-х годах). Проникновенно, и в то же время сдержанно, с большой внутренней силой передано чувство любви к близкому человеку, бабушке Феодосии Леонтьевне. Это произведение продолжает традиции русского психологического реалистического портрета, но особая его ценность заключается как раз в нескрываемой искренности художника в сочетании с деликатным тактичным вниманием к изображаемой модели. Глубокий синий цвет блузы, перекликается с цветом внимательных глаз портретируемой, цветом вышивки на столовой скатерти, вероятнее всего, сделанной вручную, и, наконец, с яркими пятнами стоящих на окне васильков. Эта незатейливая цепочка семантических ассоциаций наполняет произведение символическим звучанием, считываемым русским человеком на подсознательном уровне.
Стоит отметить и графические работы Выржиковского. Это могут быть как небольшие карандашные зарисовки, необходимые для дальнейшей работы, так и вещи, выполненные тушью или в технике линогравюры, имеющие полноценное самостоятельное значение. В них художник умело организует пространство листа, предельно минимизируя, экономя изобразительно-выразительные средства. Это позволяет создать обобщенные лаконичные композиции, точно отображающие выбранный пейзажный мотив. Так, на контрасте плоскости белой бумаги и метких черных линий тушью строится пейзаж «Зимой» 1950 г.; с помощью стройного ритма черных и белых пятен, используя выразительные средства линогравюры, мастер создает листы с видами улочек Сергиева Посада.
В своих произведениях Э.Я. Выржиковский сумел найти ту неповторимую интонацию, которая выявляется при внимательном, не поверхностном изучении работ художника. И, возможно, главное в творчестве мастера, — это почти пантеистический взгляд на природу, на её гармонию, разлитую в пространстве повсюду: от древних русских храмов, стоящих по берегам полноводных рек, до камерного вида маленького русского дворика.
Ирина Евреинова, искусствовед